Учение диалектического монизма
Оглавление
1.
Философия диалектического
монизма
2. Диалектическая политэкономия
9.
Программа «Экспериментального внедрения диалектической
системы
воспитания и образования» МОБФ «Диалектик» 2002г
10. Диалектическая система воспитания и образования Личности
Учение диалектического монизма имеет
основополагающие разработки по семи направлениям общечеловеческих знаний и
включает в себя: философию диалектического монизма, диалектическую политэкономию,
диалектическую социологию, диалектическую психологию, диалектическую этику,
диалектическую эстетику, диалектическую педагогику.
Философия диалектического монизма
Философия
диалектического монизма как следствие развития всей предшествующей философской
мысли является ее вершиной и диалектическим единством всех ее направлений и
противоположностей высшего уровня - диалектического идеализма и диалектического
материализма, в результате чего определился высший принцип философствования -
диалектический монизм. Суть этого принципа философствования в том, что
диалектика признается не только высшим методологическим принципом познания в
гносеологии, но также первичной сущностью всего в онтологии. Тем самым
философия диалектического монизма открыла и обосновала то, что Диалектика есть
Абсолют и выразила это в методологическом принципе: «Все есть Диалектика».
Диалектика
в понимании философии диалектического монизма - это
прежде всего реальные взаимосвязи, то есть имеющиеся в действительности, что
определяется человеком с помощью ощущений, затем это также объективные
взаимосвязи, то есть существующие независимо от сознания человека и
складывающиеся по законам объективной диалектики, диалектической противоположностью
которой является субъективная диалектика, лежащая в основе интеллектуальной и
целенаправленной практической деятельности человека.
Диалектический монизм доказывает, что фактически в Мире действует один закон Диалектики, выражающий ее суть, - это закон единства и борьбы противоположностей, а два других так называемых закона - закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания - по сути не законы, а качественные характеристики этапов развития под действием закона единства и борьбы противоположностей. Причем диалектический монизм утверждает, что единство противоположностей проявляет себя как форма, а борьба противоположностей - как содержание этой формы; таким образом, осуществляется их диалектическая взаимосвязь.
Именно закон единства и борьбы
противоположностей определяет всю иерархию форм в развивающихся материальном и
идеальном мирах. Высшей материальной формой Диалектики в иерархии материальных
форм, образовавшихся в результате диалектического развития, является мозг
человека, который качественно отличается от других материальных форм диалектики
тем, что имеет способность к мышлению. Если мозг есть материальная форма
диалектики, то сознание в смысле интеллектуального мира есть идеальная форма диалектики,
и их единство достигается в мышлении, то есть в едином процессе деятельности,
при котором происходит совершенствование, как сознания, так и мозга.
Таким образом, единством материального
и идеального, единством сознания и мозга человека, единым инструментом их
совершенствования, единством их деятельности является их диалектическое
единство - мышление. Если в природе действует объективная диалектика, а в
сознании - субъективная диалектика и их единство достигается в мышлении, то
можно говорить, что мышление как деятельность сознания есть субъективная
диалектика.
В связи с этим мышление как единая
деятельность сознания и мозга должна обладать способностью к самодеятельности,
то есть обладать Волей. Воля и есть способность к самодвижению, и она так же,
как и мышление, представляет собой диалектическое единство чувственного
и разумного, то есть материального и идеального. Таким образом, у человека не
две души - чувственная и разумная, не две воли - чувственная и разумная, а одна
воля, именно его индивидуальная воля. И вот отражение этого знания в сознании,
знание того, что человек обладает своей волей, и принято обычно называть
самосознанием.
Диалектический монизм и здесь вносит
то новое, что понимает под самосознанием диалектику. А это значит то, что для
того, чтобы индивид смог подняться до уровня самосознания, он не только должен
знать, что обладает Волей, но должен обладать еще Разумом, то есть знанием
диалектики, знанием ее законов и умением жить по этим законам. При этом понимании
самосознания Воля, не теряя своей чувственной стороны, становится разумной, то
есть в самосознании достигается единство Разума и Воли. Таким образом, Разум -
самосознание человека - становится господином не только над природой, но и над
своими страстями, чувствами, а значит, познав необходимость как объективную
диалектику и овладев диалектикой, человек обретает полную свободу,
ограничиваемую только абсолютом диалектики.
В связи с этим
диалектический монизм, признавая диалектическую взаимосвязь между различными
уровнями умственных, интеллектуальных способностей человека, разделяет эти
способности на рассудочные (рассудок) и разумные (Разум). Под разумом
понимается способность мыслить и жить по законам диалектики, что невозможно без
признания ее как Абсолюта.
Диалектический монизм доказывает,
что, будучи Абсолютом и первичной сущностью, Диалектика является первопричиной
и основой Мира, а сознание и материя есть формы диалектики, тем самым
устанавливается Абсолют диалектики перед сознанием и материей. В связи с этим
выводом отрицается абсолют материи перед сознанием (и наоборот), а утверждается
их диалектическая взаимосвязь, из которой следует основополагающий
методологический принцип - это диалектика сознания и бытия. Таким образом,
отрицается односторонность принципов материализма: «Бытие определяет сознание»
и идеализма: «Сознание определяет бытие», и устанавливается диалектическая
взаимосвязь сознания и бытия.
Диалектический монизм, исходя из
признания Абсолюта диалектики, утверждает, что она есть Абсолютная истина и
критерий истины, то есть утверждает, что ни практика, ни сознание сами по себе
не являются критериями истины, а критерием истины является их диалектика.
Диалектический монизм также
утверждает, что философия и положительные науки как науки, основывающиеся на
знании, могут развиваться только в рамках абсолютной истины - диалектики; все
же другие науки, основывающиеся на вере в Бога, временно остаются за пределами
диалектики - Абсолютной истины, и тем самым находят свое место в единой системе
научного знания и незнания, но, в конечном счете, придут к пониманию Бога как
Абсолюта Диалектики.
На основе
принципа Абсолюта диалектики в
учении диалектического монизма разработаны
основы положительных наук, в частности, диалектической политэкономии.
Диалектическая политэкономия доказывает, что производство не только материально, а прежде всего диалектично: источником и мерой стоимости является труд, но не только его абстрактная сторона, а в большей мере - конкретная сторона труда в форме применяемых в процессе труда Знаний, заложенных как в сознании работника, так и в виде идей в средствах производства; что, таким образом, источником прибавочной стоимости являются знания, прежде всего знания; накопленные в форме опыта за всю историю человечества, поэтому представляющие собой общечеловеческое богатство, которое принадлежит всем, но присваивается только собственниками капитала в форме и размерах банковского процента; что обращение этого процента на пользу общества является насущным интересом всех слоев общества, в противовес интересам крупных собственников.
Поскольку накопление и освоение знаний происходят в процессе научного творчества и образования, постольку диалектическая политэкономия доказывает, что самыми прибыльными сферами вложения капитала являются образование и наука.
Третьим направлением развития
общечеловеческих знаний на основе принципа Абсолюта диалектики является
диалектическая социология, которая доказывает диалектическую закономерность
развития общества под действием всеобщего закона. Это закон постоянно
ускоренного влияния субъективного фактора на развитие природы, общества,
сознания.
Критерием, характеризующим
взаимоотношение общества и природы между собой на каждом этапе их развития,
является уровень развития производительных сил, а критерием расстановки
социальных сил в обществе является форма общественных отношений. Качественное
различие уровней этих критериев общественного развития определяет исторический
тип общества. Индустриальное общество имеет два периода развития - капитализм и
социализм. Социализм является переходным периодом развития от капитализма к
Диалектическому обществу.
Отличие социализма от капитализма в
том, что при социализме деньги не являются товаром, поскольку прибавочная
стоимость, источником которой является общечеловеческий опыт как
общечеловеческое достояние, обращается на пользу всего общества, а не
присваивается собственниками средств производства и
финансов в форме банковского процента.
Диалектическая социология также
устанавливает диалектическую взаимосвязь между историческим типом общества,
общественным сознанием и формой семьи.
Так, первобытной общине соответствуют
наивное цельное сознание и форма семьи в виде матриархальной общины, а позднее
- патриархального рода; рабовладельческому обществу - зарождающееся обыденное
сознание и зарождающаяся моногамная семья; феодальному обществу -
религиозно-обыденное сознание и моногамная семья в форме крестьянского двора;
индустриальному обществу - научно-обыденное сознание и моногамная семья.
Кроме того, диалектическая социология
устанавливает диалектико-генетическую связь между уровнями исторического
развития общественного сознания и уровнями развития индивидуального сознания в
процессе онтогенеза индивида, на основе чего доказывает, что сознание индивида
в своем развитии проходит соответствующие определенному возрасту качественные
уровни развития общественного сознания. Иными словами, диалектическая
социология утверждает, что определенный возрастной период развития сознания
индивида соответствует определенному периоду исторического развития
общественного сознания.
Диалектическая социология
устанавливает две диалектические взаимосвязи, определяющие необходимость
диалектического развития общества. Одна взаимосвязь требует обеспечить и
сохранить единство природы и общества как двух диалектических
противоположностей; другая взаимосвязь требует единства противоположных сил общественного
развития (прогрессивного субъективного фактора и консервативного субъективного
фактора), определяющих его форму с тем, чтобы стало действительностью единство
общественного и личного интереса, общества и личности. В связи с этим, чтобы
достичь общественного идеала, которым может быть только диалектическое
общество, необходимо, чтобы овладение диалектикой, абсолютной истиной, стало
целью всего человечества. Необходимо научиться жить по законам диалектики, она
сама и ее законы должны стать основой единой морали человечества, тем самым,
устранив приоритет классовых и личных интересов, так как всеобщий
диалектический интерес, соединяющий
в себе все интересы, станет личным интересом. В
этом высшая диалектическая
справедливость, что должен осознать каждый индивидуум и тем самым обрести
моральную форму самосознания и стать Личностью в высшем смысле слова.
Моральную форму сознания раскрывает
диалектическая этика, которая на основе принципа Абсолюта диалектики, прежде
всего, устанавливает диалектическую взаимосвязь между понятиями этики: мораль,
нравственность, долг, совесть, альтруизм, эгоизм и т. п.
Диалектическая этика в отличие от
традиционной этики определяет мораль и нравственность как две диалектические
противоположности, зародившиеся в рабовладельческом обществе, которые достигнут
своего единства в диалектическом обществе.
Мораль - это совокупность норм и
правил поведения в обществе. Стержень морали составляет Долг как всеобщее
понятие, требующее от индивида подчинения личного интереса всеобщему интересу.
Однако индивид в своем поведении волен, так как он сам решает, поступать ли ему
согласно требованиям долга либо как-то иначе. Будучи уличенным, в поступке, не
соответствующем требованиям долга, индивид может испытывать неприятное
переживание, называемое стыдом.
Однако стыд порождается не только разумной стороной души, но и чувственной
стороной души, так как у индивида есть потребность в уважении окружающих его
людей (поэтому-то он и краснеет, когда полагает, что своим поступком, нарушив
моральные предписания своего круга, потерял во мнении других). Следует
различать то, что если основу стыда составляет внутреннее чувство переживания,
то его причиной является внешнее мнение окружающих. Человека, который поступает
согласно требованиям морального долга, мы называем моральным, а нарушающего эти
требования - аморальным, но при этом необходимо учитывать классовый характер
морали.
Нравственность - это внутренняя самооценка индивидуумом своих поступков с позиции наиболее полного удовлетворения своих личных нужд и потребностей, обеспечивающих ему и его семье сохранение и развитие в определенных исторической эпохой условиях жизни. Стержень нравственности, а точнее, критерий личной оценки правильности своих поступков с позиции личного интереса составляет совесть. Неадекватность поступка требованиям совести вызывает внутреннее переживание индивида, называемое угрызениями совести. Из этого следует то, что совесть и угрызения совести лежат полностью в чувственной стороне души, так как основываются на внутреннем чувстве и вызываются внутренней причиной. Отсюда нравственный поступок основывается на чувстве и не требует размышления, тогда как моральный поступок требует размышления.
Если
индивид, совершая поступок, руководствуется своим личным интересом,
потребностью, то поступок нравственен, а если - сознанием долга, то поступок
морален. В этом проявляется диалектическая противоположность морали и нравственности.
В большинстве своем индивиды пытаются соединять эти понятия в своих поступках,
но, не обладая знанием Абсолюта диалектики, не могут достигнуть их
диалектического единства. В результате индивидуумы, руководствуясь Выгодой и
вынужденные выбирать между совестью и долгом, творят добро или зло, но только
диалектическое единство добра и зла есть добродетель.
Если это единство соблюдено, то поступок и индивид
добродетельны, поскольку поступок отвечает законам диалектического развития, а
значит, сделано не сиюминутное добро, а Добро на века.
Таким образом, добродетельным человеком
может считаться только Личность, у которой достигнуто диалектическое единство
чувственной и разумной стороны сознания на основе Разума, то есть критерием
добродетельности человека становится диалектика: диалектика совести и долга.
Диалектическая этика в отличие от
многих теорий указывает на возможные пути сближения моральной формы сознания и
нравственности как путем развития высших духовных потребностей человека:
познавательных, творческих, эстетических, этических и т. п., так и путем
нивелирования классового характера морали и построения общества на основе
принципов Свободы, Разума, Любви.
Разумеется, известная роль в этом
процессе отводится воспитанию нравственности индивида, в основе которой лежат
инстинкты самосохранения и инстинкт сохранения вида, которые врожденны людям. С
момента рождения до определенного возраста все поведение младенца определяется
инстинктом самосохранения, так как инстинкт сохранения вида еще не проявился, а
человеческий опыт ничтожен. Такое поведение, основанное на инстинкте
самосохранения, постепенно становится привычкой и находит свое проявление во
взрослой жизни в обществе в форме эгоизма.
Инстинкт сохранения вида пробуждается много позже и не распространяется далее,
чем на членов своей семьи, в связи с чем возникающие на этой основе
альтруистические чувства не получают необходимой мощи и поэтому подавляются
чувством эгоизма. Таким образом, эгоизм, а не добродетель как единство
альтруизма и эгоизма в большей или меньшей мере становится стержнем
нравственности индивида.
Диалектическая этика указывает, что
поскольку эгоизм как обособившаяся диалектическая противоположность во младенчестве содержит в себе альтруизм, постольку
возможно и необходимо в раннем младенческом возрасте на основе инстинкта
самосохранения воспитывать чувство альтруизма.
Взрослый же индивид может стать
добродетельным, то есть достигнуть диалектического единства эгоизма и
альтруизма, только на основе Разума. Такой индивид обладает радостным
состоянием спокойного и уверенного в себе духа, причем это состояние, в силу
уверенности духа, становится постоянным его свойством, неизменной особенностью,
так как Добродетель составляет стержень его характера. Добродетель же, как
всеобщее понятие, основанное на диалектике, заключает в себе несколько других
понятий, в числе которых мы можем назвать разум и умеренность.
Другим стержнем характера,
определяющим добродетель индивида, является Воля. Нравственно-волевая оценка
индивида, таким образом, становится определяющей для его характера, а также для
диалектики сознания.
Диалектика сознания является предметом изучения диалектической психологии в учении диалектического монизма. Диалектическая психология, прежде всего устанавливает диалектическое единство между соматотипом, нейротипом и психотипом с позиции динамики протекания физических, физиологических и психических процессов. Качественной характеристикой этого единства в известном смысле является темперамент, тип которого определяется наследственностью. Диалектика сознания как психика (душа) индивида представляет собой диалектическое единство психических свойств, психических состояний и психических процессов, а также находящиеся с ними в диалектическом единстве формы сознания: религиозной, моральной, национальной политической и т.п. Диалектическая психология указывает, что в диалектике сознания находят свое единство сознательное и бессознательное, а способность преодоления трансцензуса между сознательным и бессознательным может быть приобретена только на основе диалектики, в результате чего личность получает способ открывать сознание и достигать полной диалектики сознания в единстве с Диалектикой как Абсолютом, в образе так называемого информационного поля. Овладение способом открытия сознания является одной из важнейших психологических способностей индивида.
Диалектике сознания присуще также такое свойство, как психическая энергия, и умение пользоваться этой энергией может стать важнейшей психической способностью личности.
Таким образом, в диалектике сознания можно отметить психические свойства: темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов, а также склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки, которые, с одной стороны, определяются наследственностью, с другой стороны, - условиями воспитания, образования, жизни индивида.
Диалектическая психология, утверждая, что основу характера индивида составляет диалектика, субъективная диалектика, индивидуальная диалектика, приходит к следующему выводу. Все имеющееся в реальности многообразие характеров есть проявление форм диалектики, а поэтому полезны, если сохраняют свой пафос, свою субъективную диалектику как противоположность объективной диалектике, а поэтому все черты характера могут и должны с необходимостью использоваться в диалектическом развитии мира. Вся задача сводится к тому, чтобы в процессе воспитания, образования, жизни человека субъективная диалектика его характера проявлялась как диалектическая противоположность объективной диалектики, т. е. ни одна черта характера не пыталась бы освободиться от целостности субъективной диалектики всего характера и человек не считал бы, что он сам и его характер могут освободиться от объективной диалектики. Эта задача в полной мере достижима только в том случае, если субъект сам познает диалектику и она станет чертой его характера. Из этого следует, что стержнем характера личности в высшем смысле слова является диалектика, и только такой человек может быть назван Диалектиком, что будет расцениваться высшей характеристикой Личности.
Диалектическая психология, устанавливая диалектическое единство способностей сознания и общественной среды, стирает кажущуюся непреодолимой преграду между способными, одаренными, талантливыми и гениальными личностями. Соответственно диалектическая психология требует от обыденной личности самосовершенствования, утверждая, что в диалектической системе воспитания и образования каждый индивид может стать талантливым, то есть обрести способность к творчеству.
В то же время диалектическая психология требует учета возрастных особенностей индивида в процессе совершенствования сознания, поскольку различные задатки способностей проявляют свои максимальные возможности развития в соответствующем возрасте индивида, а затем, в случае неполучения своевременного развития, ослабевают.
В своем развитии сознание индивида, повторяя в процессе онтогенеза историю развития общественного сознания, проходит несколько ступеней.
Первая ступень - это наивно-целостное сознание, вторая ступень - это зачатки обыденного сознания, для которого характерен стихийно-материалистический взгляд на мир (все формы сознания также находятся в зачаточном состоянии), третья ступень - это обыденное сознание, для которого характерно развитие всех форм сознания: моральной, религиозной, политической, правовой, профессиональной, культурной, национальной и т. п., обеспечивающих успешную деятельность индивида в обыденной, повседневной жизни. Отдельные носители обыденного сознания обладают научной формой сознания, отличающейся от научной формы самосознания тем, что его обладатели, занимающиеся научной деятельностью, не постигают сути диалектики, ее Абсолюта и единства ее сторон - субъективной и объективной диалектики.
Высшей ступенью развития сознания является самосознание в единстве всех его форм. Для научной формы самосознания характерно постижение сути диалектики, ее Абсолюта и умение ее применять в научной и практической деятельности. Для моральной формы самосознания характерно подчинение единичного - всеобщему, личного интереса - общественному интересу, чувства - разуму. Для самосознания характерно подавление религиозных и политических чувств в пользу разума и гуманизма.
Особенностью самосознания является единство всех его форм, поэтому индивидуум не может стать обладателем какой-либо из форм самосознания без того, чтобы другие формы не приблизились до уровня самосознания, то есть не освободились от ограниченных форм обыденного сознания, так как формы самосознания находятся в диалектическом единстве. Однако высшей формой всех форм самосознания является научная форма самосознания, достижение которой, в конце концов, поднимает все формы обыденного сознания до уровня самосознания, так как понимание сути диалектики предполагает, что индивидуум, прежде всего сам должен уметь жить по законам диалектики.
Таким образом, диалектическая психология наделяет самосознанием не просто индивида, осознавшего свое «Я» в обществе, а личность в высшем смысле слова, Диалектика, обретшего в процессе совершенствования научную форму самосознания (Разум) и моральную форму самосознания и тем самым открывшего полную диалектику Сознания.
Задача
воспитания нравственности требует определения влияния эстетического на
этические потребности индивида в диалектическом единстве с моральной формой
сознания.
Диалектику соотношения эстетического и
этического раскрывает в учении диалектического монизма диалектическая эстетика.
Особенность диалектической эстетики в том, что она на основе принципа
диалектического монизма: «Все есть диалектика» определяет эстетическое и другие
категории эстетики как диалектику.
Диалектическая эстетика выделяет
эстетическое чувство в чувственной стороне души индивида и определяет его как
бескорыстное чувство, доставляющее наслаждение от любования чистой Диалектикой,
которая выступает в эстетическом как единство формы и
содержания, как единство количества и качества, то есть проявляет себя как
Мера. Мера выше отдельной формы или отдельного содержания, поскольку является
формой Диалектики в ее чистом виде, которая в то же время есть Абсолютная
истина.
Таким образом, можно сказать, что
эстетическое чувство порождается Мерой как формой проявления Диалектики -
Абсолюта, то есть Мерой как выражением чистых форм диалектики в материальном и
идеальном мирах. В связи с этим Красота есть диалектика в сфере Природы, и как
красота природы она есть Мера как форма чистой Диалектики, но находящая свое
проявление в мире объективно и реально существующих вещей, явлений и процессов
природы.
Диалектическая эстетика, разделяя
категории «Красота» и «Прекрасное», определяет Прекрасное как диалектику в
сфере искусства, произведения которого выражают Меру чистой диалектики в
единстве материальной и идеальной форм заложенного в нем представления.
Впервые в истории эстетической мысли диалектическая эстетика разделила Прекрасное на четыре уровня и определила каждый из них. Основанием разделения является соотношение материальной и идеальной форм представлений, заложенных в произведении искусства.
Примером нижнего уровня является натурализм, когда представления материальной и идеальной форм одинаковы, в связи с чем идеальная форма как бы отсутствует, становясь одной из сторон материальной формы. В подобном произведении искусства путем искусного копирования совершенной натуры раскрывается красота природы, то есть Меры.
Вторым уровнем прекрасного является различие представлений идеальной и материальной форм произведения искусства. На этом уровне прекрасного развивались, в основном, почти все произведения искусства кроме символизма и известных направлений модернизма. Характерным признаком подобного произведения искусства является то, что через представление физических материальных вещей и явлений передаются моральные представления. К примеру, представление «Горя» передается через изображение плачущей женщины.
Третий уровень – символизм, когда материальная и идеальная формы тождественны таким образом, что материальная форма становится выражением идеального представления. К примеру, изображение голубя тождественно представлению «Мира».
Высшим уровнем прекрасного является полное господство представления идеальной формы, материальная же форма своего представления не имеет, так как произведение искусства своей целью имеет выражение идеальной формы, ее представления. Примерами произведений искусства данного уровня прекрасного могут служить определенные произведения поэзии и литературы, а в области живописи - абстракционизм.
Возвышенное есть диалектическое единство высшего уровня прекрасного и трагического как выражение кульминации борьбы противоположностей. В Возвышенном раскрывается Диалектика как Абсолют.
Диалектическая
эстетика указывает на наличие у человека эстетических потребностей, которые
находятся в диалектическом единстве со всеми другими потребностями человека, в
том числе и с этическими, что определяет диалектическое отношение между
искусством и нравственностью.
Из диалектического
определения нравственности, данного выше, следует, что этические потребности
лежат не рядом с низшими и высшими, в том числе эстетическими потребностями индивида, а, с одной
стороны охватывают все другие
потребности, так как все потребности охватываются потребностью сохранения вида
и индивида, с другой стороны, этические потребности лежат внутри всех
потребностей, составляя их суть, так как направлены на сохранение вида и
индивида.
Таким образом, Диалектика - Абсолютная
истина опровергает попытки некоторых идеалистов и материалистов поставить
эстетическое чувство выше этического и указывает, что эстетическое чувство
ничего не может прибавить к нравственности индивида, если обращено к его
субъективности, то есть если носит избирательный характер. Из этого следует,
что ни Природа, обладающая Красотой, ни искусство на уровне Прекрасного не
могут улучшить нравственность. Выйти из области субъективного и способствовать
тем самым переходу от действительного к должному, а значит, улучшению
нравственности может только диалектическое искусство, в созерцании произведений
которого достигается диалектическое единство субъективного и всеобщего,
чувственного и разумного,
нравственности и морали. Такое диалектическое искусство, где в диалектическом
единстве сливаются эстетическое и этическое, является Добродетельным и
одновременно диалектически Возвышенным, так как оно в диалектике сознания
показывает Диалектику как Абсолют - Абсолютную истину. Таким образом, только Возвышенное способно непосредственно улучшить
нравственность. В этом огромное воспитательное значение искусства Возвышенного,
на уровень которого предстоит подняться искусству.
Назначение Прекрасного - в раскрытии
идеала человека и общества, которыми являются Диалектик и Диалектическое
общество.
Диалектическая эстетика также
указывает и на полезность искусства, поскольку произведения искусства всегда
несут в себе знания и тем самым удовлетворяют познавательные потребности
человека. Способность искусства передавать знания индивидууму на основе
наслаждения, удовольствия имеет первостепенное значение в деле образования и
воспитания, поскольку произведения искусства, рассчитанные на определенный
возраст, смогут передавать детям не только знания, но и прививать любовь к
познанию и тем самым возвышать их потребности в процессе становления и
воспитания Личности. Вопросами становления и воспитания личности занимается
диалектическая педагогика как одно из направлений развития общечеловеческих
знаний в учении диалектического монизма. Диалектическая педагогика, являясь
одной из теоретических основ диалектической системы воспитания и
образования, также определяет принципы и методы деятельности этой системы.
Основы диалектической
педагогики представлены в программе Экспериментального внедрения диалектической
системы воспитания и образования» МОБФ
«Диалектик».
«Экспериментального внедрения диалектической системы
воспитания
и образования» МОБФ «Диалектик» 2002г.
Основные принципы, цели и задачи, структура, финансирование,
организация учебного процесса действующей государственной системы образования закреплены в Законе РФ "Об
образовании". Принципы, цель и задачи диалектической системы воспитания и
образования раскрыты в работе
"Диалектическая педагогика»,
опубликованной в журнале «Диалектик», №1,
Основополагающие различия этих двух систем следующие:
Философской основой государственной системы образования является эклектизм плюрализма, персонализма, прагматизма, а диалектической системы - диалектический монизм. Эклектичность философской основы порождает разброс понятий и определений официальной педагогической теории в отличие от диалектической стройности понятий и определений диалектической педагогики. В Законе РФ "Об образовании" понятие "образование" шире понятия "воспитание" при этом процесс воспитания рассматривается как составная часть, причем не важнейшая, процесса образования.
Диалектическая педагогика определяет "воспитание" шире чем "образование" и при этом образовательный процесс рассматривает, как составную часть воспитательного (основополагающего) процесса.
Целью государственной системы образования является формирование личности, адекватной существующим общественным отношениям; т.е. по сути - прагматика (человека рассудочного). Целью диалектической системы воспитания и образования является формирование свободной, разумной, добродетельной Личности, т.е. формирование по сути диалектика - человека духовного.
Ступени и содержание образовательного процесса, а также структура действующей системы образования определяется государственными стандартами. Воспитательно-образовательный процесс диалектической системы воспитания и образования по содержанию превышает государственные стандарты. В то же время воспитательный процесс начинается еще до зачатия ребенка, продолжается в период беременности и родов. Затем ребенок как воспитанник единой системы воспитательно-образовательных учреждений "Международного центра воспитания и образования "Диалектик", в единой, защищенной социальной среде получает все необходимое для своего формирования как Личности-диалектика по принципу «бытие определяет сознание», что достигается сознательным применением устроителями этой среды диалектически противоположного принципа «сознание определяет бытие».
Финансирование государственной системы образования ограничено. Диалектическая система предполагает привлечение сил и средств родителей, общества сверх нормативного государственного финансирования с целью обеспечения воспитанников Центра всем необходимым для формирования свободной, разумной, добродетельной, духовной Личности-диалектика.
Указанные различия становятся основой следующих особенностей диалектической системы воспитания и образования по сравнению с действующей государственной системой:
1. Начало учебных занятий в диалектической системе воспитания и образования три раза в календарном году. Срок получения общего (полного) образования по сравнению с государственной системой образования сокращен до 10 лет.
2. В диалектической системе воспитания и образования сокращено число воспитанников в классе, группе, а также предусмотрено ведение воспитательно-образовательного процесса с разбивкой классов, групп на подгруппы, вплоть, по необходимости, до индивидуального обучения.
3. С начальной школы предполагается раздельное обучение мальчиков и девочек.
4. Увеличение штатов сотрудников воспитательно-образовательных подразделений Центра по сравнению с аналогичными учреждениями государственной системы образования.
5. Воспитательно-образовательный процесс предполагается осуществлять в режиме продленного дня, а по возможности круглосуточно при пятидневной рабочей неделе.
6. Учебные планы, основанные на государственных стандартах, в диалектической системе изменены путем замены досугово - развивающих предметов (музыка, пение, физкультура и т.п.) на образовательные предметы (иностранный язык и т.п.). Причем предусматривается, что изучение досугово - развивающих предметов будет производиться в качестве мероприятий продленного дня.
7. В диалектической системе воспитания и образования отсутствуют домашние задания, что предполагает выделение времени и создание условий для самостоятельной, по своему усмотрению, подготовки воспитанников и режиме продленного дня с целью развития навыков к самостоятельной образовательной деятельности.
8. В диалектическом процессе воспитания предусматривается применение только годовых итоговых оценок и отсутствие системы текущих оценок, которая заменена ведением дневника, наблюдений на каждого воспитанника.
9. Наряду с получением общего (полного) образования каждый воспитанник Центра получает квалификационную профессиональную подготовку по нескольким массовым специальностям.
2.
Цели и задачи эксперимента
Целью программы является создание, по - возможности, в допустимых пределах диалектической системы воспитания и образования на базе действующих воспитательно-образовательных учреждений, а также доказательство ее преимущества перед государственной системой образования, как по прагматическим результатам, так и по духовным.
Необходимо при этом понимать, что полное воплощение идеи диалектической системы воспитания и образования на базе действующих воспитательно-образовательных учреждений и в условиях действующего быта невозможно.
Задачи программы эксперимента определяются этапами внедрения диалектической системы воспитания и образования. Таких этапов четыре.
Первый этап: - определение базовых воспитательно-образовательных учреждений и коллективов, согласных участвовать в эксперименте.
Второй этап: - включение в учебные планы базовых воспитательно-образовательных учреждений дополнительных дисциплин, а также по возможности изменение содержания и методики обучения с обеспечением требований государственных стандартов. Данный этап позволит участникам эксперимента глубже понять возможности диалектической системы воспитания и образования. На данном этапе будут подбираться кадры, способные к реализации не только учебных программ, которые будут создаваться на этом этапе, но и методик диалектической системы воспитания и образования.
Таким образом, задачами второго этапа, является создание учебных планов и программ, а также отбор и обучение кадров способам и методам диалектического воспитания и обучения. Кроме того, на данном этапе начинает осуществляться практически диалектический воспитательно-образовательный процесс.
Продолжительность данного этапа, в зависимости от условий, от одного года до трех лет.
С тем, чтобы ускорить внедрение диалектической системы воспитания и образования необходимо начинать ее внедрение с начала каждой из девяти ступеней системы, и особенно, начинать с первых и обязательно, по возможности, нулевой. Необходимо понимать, что указанные учебные планы и программы, способы и методы диалектического воспитательно-образовательного процесса в различной степени должны иметь промежуточный характер между государственными программами и программами диалектической системы воспитания и образования. Поскольку программы воспитательно-образовательного процесса для воспитанников начинающих с нулевой ступени с необходимостью будут отличаться от программ воспитанников, начинающих с вышестоящих ступеней и не имеющих подготовки, которую необходимо дают предыдущие ступени,
Третий этап: - осуществление перехода режима воспитательно-образовательного процесса от нормативного к режиму продлённого дня для воспитанников центра, а также увеличение штата сотрудников сверх нормативного, по возможности, в соответствии с требованиями диалектической системы воспитания и образования. Кроме того, необходимо активное практическое привлечение родителей воспитанников через общественную организацию "Школа и община" благотворительного фонда "Диалектик" к воспитательно-образовательному процессу и его дополнительного финансирования и материально-технического обеспечения. Период реализации мероприятий данного этапа от одного до трех лет. Следует учесть, что данный этап может при благоприятных условиях реализовываться одновременно со вторым этапом.
Четвертый этап: - создание необходимых условий для перехода воспитанников Центра, с нижестоящей ступени на последующую ступень диалектической системы воспитания и образования; а также корректировка учебных планов, программ, способов, методов и режима, воспитательно-образовательного процесса, по – возможности, с наибольшим приближением к требованиям диалектической системы воспитания и образования.
Сложность и многообразие задач эксперимента требует создания творческого коллектива с функциями учебно-методического центра.
3. Материально -
техническое обеспечение и финансирование эксперимента
Внедрение диалектической системы воспитания и образования в действующую государственную систему образования необходимо осуществлять на основе договорных отношений благотворительного фонда "Диалектик" с муниципальными воспитательно-образовательными и медицинскими учреждениями. Это позволит использовать нормативную базу материально-технического обеспечения этих учреждений, поскольку воспитанники Центра будут также учащимися и пациентами этих учреждений, а также будет способствовать значительному сокращению расходов на осуществление эксперимента. В противном случае, если все начинать с нуля, эксперимент в настоящих условиях был бы невозможен.
Расходы, связанные с внедрением Нулевой ступени (до зачатия ребенка) диалектической системы воспитания и образования осуществляемые центром Прогнозирования составят 240 тыс. рублей, с учётом необходимости обследования и оздоровления 120 пар будущих родителей в год.
Расходы школы "Будущих матерей" на реализацию мероприятий I ступени диалектической системы воспитания и образования составят 120 тыс. рублей из расчета 1 тыс. рублей на одного будущего ребенка, которых будет 120 детей в год.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий школы "Раннего плавания" на II ступени диалектической системы воспитания и образования на 120 воспитанников составят 360 тыс. рублей в год; в том числе на 60 детей с 1 месяца до 6 месяцев - 60 тыс. рублей, на 60 детей с 6
месяцев до 12 месяцев - 300 тыс. рублей.
Расходы на материально-техническое обеспечение внедрения диалектической системы воспитания и образования, значительная доля которых связана с организацией дополнительного питания воспитанников в режиме продленного дня, возрастут не менее чем на 50 процентов от нормативных и составят не менее 1155 тыс. рублей (Расчет прилагается).
Ежегодное финансирование творческого учебно-методического центра за научное руководство экспериментом, разработке и корректировке учебных планов и программ, а также методик диалектического воспитательно-образовательного процесса составят 300 тыс. рублей.
Ежегодные расходы, связанные с обучением специалистов, способных осуществлять диалектический воспитательно-образовательный процесс составят 135 тыс. рублей (Расчет прилагается).
Расходы на выплату заработной платы каждому сотруднику,
осуществляющему воспитательно-образовательный процесс в ходе эксперимента должны быть увеличены не менее чем на 25
процентов сверх нормативных. Общее увеличение расходов
на выплату заработной платы сверх нормативных определяется числом участников эксперимента,
которое будет возрастать по мере перехода от второго этапа эксперимента, к
третьему и четвертому этапу.
Эти расходы на втором
этапе составят 150 тыс. рублей, на
третьем этапе - 700
тыс. рублей, на четвертом этапе – 1050 тыс. рублей (Расчет прилагается).
С: целью
профессиональной подготовки, организации труда, отдыха, оздоровления
воспитанников необходимо создание и укрепление материально-технический базы
центра "Оздоровление" на озере Суходольском, учебно - экспериментальной базы в г. Тосно, школы-фермы на реке Тигода, которые переданы благотворительным Фондом
"Диалектик" в оперативное управление образовательному
учреждению «Международный центр воспитания и образования «Диалектик".
На организацию
деятельности центра «Оздоровления» необходимо
выделить не менее 1000 тыс. рублей.
На организацию
деятельности учебно-экспериментальной базы необходимо выделить не менее 1000 тыс. рублей.
На организацию
деятельности школы-фермы необходимо выделить не менее 1000 тыс. рублей.
Расходы
первого года, второго этапа
экспериментального внедрения диалектической системы воспитания и
образования, охватывающего 360 будущих родителей (240 на нулевой ступени и 120
беременных женщин на первой ступени) и 180 воспитанников (по 30 воспитанников на каждой ступени со
второй по седьмую включительно, 6 х 30 = 180)
составят 2925 рублей, в том числе:
-
на
нулевой ступени - 240 тыс. рублей,
-
на
первой ступени - 120 тыс. рублей,
- на второй ступени -360
тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на III ступени - 630
тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на IV ступени
- 630 тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на
V ступени - 315 тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на VI ступени – 315 тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на VII ступени - 315 тыс.
рублей,
Кроме того:
-
финансирование творческого учебно - методического центра 300 тыс. рублей,
-
расходы
на повышение квалификации 30 сотрудников 60 тыс. рублей,
-
расходы,
связанные с повышением зарплаты 30
сотрудникам, занятым в реализации программы эксперимента 30 х 5 тыс. рублей = 150 тыс. рублей,
-
расходы
на организацию деятельности Центра «Оздоровления», на создание
учебно-экспериментальной базы Центра, и школы-фермы «Тигода» 3000 тыс. рублей,
- расходы на
профессиональную подготовку 120 воспитанников
седьмой ступени на
учебно-экспериментальной базе
Центра 420 тыс. рублей.
Всего
6855 рублей
В последующие годы(с
переходом на четвертый этап эксперимента) необходимо предусмотреть рост
расходов, связанных с ежегодным увеличением числа воспитанников на 90
человек(120 поступающих с нижестоящей
ступени на вышестоящую ступень) и
минус 30 воспитанников, переходящих в реальное училище с седьмой ступени). К концу эксперимента через 16 лет общее число воспитанников составит 1720 человек.
Финансирование эксперимента должно осуществляться из средств субъектов федерации и муниципальных бюджетов, благотворительных взносов, родительской оплаты оздоровительных и воспитательно-образовательных услуг.
4. Порядок
организации эксперимента
В проведении
эксперимента участвуют Межрегиональный общественный благотворительный фонд
«Диалектик», образовательное учреждение
«Международный центр воспитания и образования
"Диалектик", базовые
медицинские и воспитательно-образовательные учреждения, Ленинградский областной институт развития образования.
Организационное руководство
возлагается на образовательное учреждение "Международный центр воспитания и образования
"Диалектик".
Научное руководство
берет на себя Ленинградский областной институт развития образования.
Финансирование
эксперимента осуществляется через благотворительный фонд
"Диалектик".
Взаимоотношения между
участниками эксперимента регулируются договорами о совместной деятельности.
Эксперимент проводится в порядке,
предусмотренном программами
«Оздоровления», «Воспитания и образования» БФ «Диалектик».
Согласовано
Президент МОБФ «Диалектик»
Генеральный директор ОУ МЦВО"Диалектик"
Ректор Ленинградского областного института развития образования
Диалектическая
система воспитания и образования Личности
Весь путь совершенствования индивида имеет 12 ступеней, из них девять первых ступеней составляют систему воспитания и образования Личности. Причем кроме этих 12 ступеней имеется НУЛЕВАЯ ступень, определяющая систему мероприятий до зачатия индивида, перечень которых приводится в конце главы.
Как указывалось выше, в основе деления пути совершенствования индивида на 12 качественно различных ступеней лежит диалектическая закономерность физического, физиологического и психического развития индивида в едином процессе становления, а также определяемое этим единством возможное развитие сознания индивида. В связи с этим воспитательно-образовательный процесс на каждой ступени совершенствования отличается особенностью содержания, поставленной целью, необходимыми результатами, а также соответствующими по форме и содержанию диалектике применяемых принципов, способов и методов воспитания и образования.
Основополагающей для всего процесса успешного совершенствования индивида является нулевая ступень. Эта ступень своей целью имеет зачатие физически, физиологически и психически здорового ребенка. Однако этого мало. Не менее важно, чтобы ребенок был зачат в благоприятное астрологическое время, способное мобилизовать высший потенциал наследственной обусловленности способностей индивида. Содержание всех необходимых мероприятий определяется поставленной целью — и в случае правильного определения и практического осуществления будет достигаться диалектическое единство необходимого и достигнутого результатов нулевой ступени совершенствования.
Содержание этих мероприятий должно будет все более расширяться по сравнению с обычным планированием семьи в зависимости от степени ослабленности физического, физиологического и психического здоровья будущих родителей, а также генетических патологий. В связи с этим спектр мероприятий по коррекции физического, физиологического и психического здоровья будущих родителей весьма широк и, разумеется, учитывает индивидуальность каждого из них.
Учет индивидуальности будущих родителей также важен при определении наиболее благоприятного времени зачатия ребенка, и не только с целью коррекции генетической обусловленности, но и для определения высшего генетического потенциала даже здоровых во всех отношениях будущих родителей.
С момента зачатия ребенка начинается первая ступень совершенствования индивида, целью которой является рождение физически, физиологически и психически здорового ребенка, причем с высоким потенциалом генетической обусловленности способностей и эмоционально - выраженным эстетическим чувством, душевным спокойствием и комфортом. Данная цель и необходимые результаты определяют содержание мероприятий для практического достижения поставленных целей. На этой ступени, прежде всего с помощью специальных методов диагностики должны быть определены физическое, физиологическое и психическое состояние эмбриона, его генетическая перспектива. В случае отрицательных результатов, исключающих возможность совершенствования индивида после рождения, при соблюдении всевозможных условий и психологических условностей до 12-не-дельного срока допустим аборт. В более поздние сроки — до 21 недели — аборт допустим только при условии, что новорожденный не сможет существовать в обыденной жизни. Поскольку с 21 недели у индивида пробуждается чувственность, аборты в более поздние сроки недопустимы. Кроме того, при правильно поставленной системе диагностики все допустимые патологии, исправление которых в дальнейшем невозможно, должны быть выявлены гораздо раньше, что должно исключить необходимость поздних абортов.
В диалектической системе воспитания и образования полностью отрицается проведение абортов по социальным мотивам, поскольку заботу о детях полностью берет на себя община. Участие родителей в содержании, воспитании и образовании детей осуществляется только на добровольной основе.
Кроме того, на этой ступени должен быть организован весь комплекс оздоровительных и психологических мероприятий для беременных женщин, обеспечивающих наиболее благоприятное протекание беременности.
Начиная с 21-недельного срока, с целью проведения эстетического воспитания Личности беременным женщинам должна быть предоставлена соответствующего характера деятельность, определенное питание и режим дня, позволяющие им самим готовить приданое, заниматься искусством, в том числе рукоделием, вышиванием, рисованием, пением, музыкой, посещать выставки, концерты, общаться с природой и любящими их людьми. Все эти мероприятия, наряду с практическими занятиями и общением беременных женщин в центрах, должны способствовать поддержанию радостного состояния души беременной женщины, развивать эмоционально-чувственное восприятие будущего ребенка.
С рождения и до одного года младенец проходит вторую ступень совершенствования. Цель данной ступени совершенствования — на основе физического, физиологического и психического развития обеспечить своевременное становление зачатков целостного сознания, проявляемого в форме понимания окружающих предметов, умения выражать простейшие желания и действия на одном языке, умения ходить и выполнять простейшие бытовые действия, самостоятельно плавать, вписываться в режим и быт, обеспечивающий комфортность ребенку на основе чувства самосохранения.
Указанная цель и необходимые результаты второй ступени совершенствования индивида определяют всю сложность мероприятий, позволяющих достигнуть необходимого на практике, обязательно учитывая индивидуальные особенности конкретного ребенка.
На данной ступени важнейшая роль в правильности и своевременности применения необходимых мероприятий принадлежит матери, с которой ребенок, начиная с первых секунд рождения и до одного года, должен быть по возможности практически неразлучен.
С тем чтобы избежать травмирующих психику ребенка стрессов в момент его рождения, необходимо, наряду со всевозможными мероприятиями, обеспечивающими роды, предусмотреть рождение детей в воде. Рожденный в воде младенец с первых секунд должен быть приобщен к теплу рук, живота, груди матери и только после этого отделен пуповиной.
Здесь нет возможности перечислить всю систему последующих мероприятий в части кормления, одевания, режима дня, физического воспитания и т. п. для достижения поставленной цели, но следует учесть следующие моменты. С учетом важнейшей роли матери в применении мероприятий совершенствования младенца на второй ступени ее деятельность является высокооплачиваемой работой, осуществляемой под руководством специалистов Центра «Оздоровление». Основой этих оздоровительных мероприятий является раннее плавание младенцев, начиная с двухнедельного возраста как в домашней ванне, так и в бассейнах Центра.
Наряду с оздоровительными мероприятиями, родители под контролем специалистов Центра «Оздоровление» проводят с младенцами, индивидуально и в развивающих группах, воспитывающие занятия, способствующие развитию зачатков целостного сознания в указанных выше формах.
С одного года до трех лет, в период раннего детства, индивид проходит третью ступень совершенствования. За этот период индивид в своем развитии обретает целостное сознание, представление о возможных способностях и возможном содержании которого дает целостное общественное сознание периода первобытного общества. В связи с этим, наряду с физическим развитием, навыками и умениями ориентироваться в обыденной жизни, целью данной ступени совершенствования индивида и ее необходимым результатом является умение ребенка разговаривать на двух и более языках, знать все буквы, верить в духовность образно-предметного мира и высшее предметно-образное Начало, уметь без рассуждений соизмерять свое поведение с установленным порядком и обычаями жизни, что проявляется в форме привычек и подражания.
Особенность данной ступени в том, что до 1,5 лет мамы (отцы), способствуя спокойному привыканию детей к быту семейных яслей, работают в них в качестве помощников воспитателей и т. п. Воспитатели семейных яслей, желательно муж и жена, выполняют ведущую роль на данной ступени совершенствования, обеспечивая выполнение всех необходимых мероприятий в достижении поставленной цели.
Обучение нескольким разговорным языкам происходит в процессе свободного общения детей и воспитателей, обязательно владеющих несколькими разговорными языками. Кроме того, этому способствуют игры и занятия детей с детьми старшей ступени (6—9 лет). Развитию целостного сознания на данной ступени в первую очередь способствуют рассказывание и чтение сказок, кукольные представления и т. п., основанные на магической вере, ожидании детьми волшебства. На этой же основе закладываются зачатки будущей нравственности, поскольку еще не способные рассуждать дети слепо подражают взрослым, что позволяет, с использованием инстинкта самосохранения, выработать необходимые привычки и соответствующее обычной жизни поведение.
С трёхлетнего возраста ребенок переходит на четвертую ступень очарованного детства, целью которой является раскрытие и максимально возможное развитие физических, физиологических и психических способностей, а также зарождающихся форм обыденного сознания индивида, в частности, осознание своего «Я» в окружении детей и взрослых, перерастание магической веры в языческую (мифическую), обеспечение единства моральной формы сознания и нравственности, накопление первичных сведений по основам знаний, совершенное владение несколькими разговорными языками, умение читать и писать простейшие слова и словосочетания на нескольких языках, овладение счетом и действиями арифметики (сложение и вычитание). Наряду с этим, успешно прошедший данную ступень совершенствования ребенок должен уметь совершать с определенной целью простейшие ходы в настольных играх, владеть простейшими трудовыми навыками, обеспечивающими производство полезных услуг и вещей, иметь навыки управления вниманием и памятью, уметь играть на простейшем музыкальном инструменте, танцевать, петь, любить красоту природы и прекрасное в искусстве, проявлять любознательность и стремление к разнообразной целенаправленной деятельности.
Совершенствование индивида на этой ступени происходит в условиях семейного детского сада при ведущей роли воспитателей (муж—жена), с участием родителей и детей старшей ступени (9—12 лет). Основой развития разговорного языка является свободное общение и чтение. Причем основным источником понятийного знания являются мифы и легенды различных народов, а также былинные сказания и сказки, раскрывающие историю становления земли, природы, человечества.
Особенностью данной ступени совершенствования является усиленное внимание к нравственному воспитанию с тем, чтобы не допустить обособления моральной формы сознания от нравственности начинающего рассуждать ребенка. Этому должны способствовать языческая вера, неудержимое стремление очарованного многогранностью жизни ребенка к единству эстетического и этического, не отделимого от чувства самосохранения.
В шесть лет наступает период авторитарного детства, которое протекает на пятой ступени совершенствования индивида, в условиях начальной школы-пансиона. Ведущая роль на этой ступени принадлежит воспитателю-педагогу, который для воспитанников должен представляться абсолютным авторитетом, воплощением Высшего добра и Высшей справедливости на Земле. В связи с этим указанный воспитатель-педагог должен быть Личностью-Диалектиком и при этом иметь специальное педагогическое и психологическое образование и приверженность к воспитанию детей авторитарного возраста.
В этот период авторитетному воспитателю-педагогу необходимо путем использования религиозно-обыденного сознании детей закрепить диалектическое единство моральной формы сознания и нравственности на основе устремления к Высшей истине и Высшей справедливости, то есть привить любовь к познанию и любовь к ближнему.
В силу предрасположенности сознания детей авторитарного возраста к восприятию христианства и другой веры в Бога, подчиняющей индивида и тем самым исключающей возможность воспитания и образования Личности, диалектическая система воспитания и образования отрицает воспитание детей в вере в Бога, но предполагает изучение религий и их источников как истории развития сознания человечества на пути к Высшей истине, Высшему творческому началу, которым является Диалектика.
На этой ступени совершенствования воспитанники углубляют свои разносторонние знания до уровня и объема общественных знаний периода раннего феодализма. Систематическое предметное обучение смогут вести на различных языках педагоги-специалисты. Наряду с предметными знаниями по истории, географии, зоологии, биологии и основами знаний о правах человека и гражданина, на этой ступени предполагается изучение основ так называемых семи свободных наук: грамматики, риторики, диалектики (тривиум), арифметики, геометрии, астрономии, музыки (квадривиум) и других, закладывающих базу будущей культуры индивида.
Шестая ступень совершенствования индивида подросткового возраста 9—12 лет протекает в условиях лицея-пансиона и имеет свою особенность в том, что целью этой ступени совершенствования является обретение индивидом критического мышления как необходимого средства при переходе от обыденного метафизического сознания, присущего последующей, седьмой ступени совершенствования, к научно-метафизическому сознанию восьмой ступени совершенствования. Однако освобождение от власти авторитета и обретение критического мышления на данной, шестой ступени совершенствования не должно приводить к разрушению единства моральной формы сознания и нравственности, а должно укрепить самостоятельное устремление подростка к Высшей истине и Высшей справедливости, т. е. сохранить Авторитет Диалектики.
В связи с этой особенностью, несмотря на то, что ведущая роль воспитателя - педагога сохраняется также и на этой ступени, меняется направление его деятельности, поскольку заботой воспитателя - педагога становится не личный авторитет как мощное средство воспитания на предыдущей ступени, а чуткое выявление душевных бурь и натиска воспитуемых с тем, чтобы укрепить авторитет Диалектики, а также привить любовь к метафизическим размышлениям и творчеству в обыденной жизни. Этому в значительной мере способствует заинтересованный производительный труд, общественная польза которого для подростка должна быть очевидной.
В этот период должны быть достигнуты расширение и углубление предметных знаний на уровне и в объеме естественно - научных и гуманитарных знаний периода Возрождения. Наряду с дальнейшим развитием физических, физиологических и психических способностей, в частности, должны получить высшее развитие память, способности скорочтения, быстрого счета и расчетов в уме, а также подростки должны иметь навыки релаксации и медитации, узнать о возможностях управления психической энергией.
Переход на седьмую ступень совершенствования периода отрочества 12—16 лет, как и на другие ступени, осуществляется после проведения обряда инициации, формы и содержание которых должны отвечать особенностям каждой ступени совершенствования. Общее для этих инициации то, что они, с одной стороны, носят характер испытаний, с другой — завершаются присвоением определенных знаков и элементов различий, в том числе в форме одежды, которая должна включать элементы соответствующего периода развития человечества.
Период отрочества протекает в условиях гимназий - пансионов и отличается тем, что гимназисты в силу особенностей возраста могут и должны на более длительное время отрываться от родительского крова, а значит, в центрах воспитания и образования смогут совершенствоваться индивиды из отдаленных местностей и приезжать домой только на каникулы.
Данный период совершенствования индивида соответствует периоду развития раннего индустриального общества и периоду дуализма в развитии общественного сознания, что определяет особенность цели и необходимые результаты, условия и содержание процесса совершенствования.
На этой ступени индивид должен: обрести твердые нравственные убеждения и стремление непреклонно следовать путем добродетели в практической жизни; развить способности к познанию и творчеству на основе метафизики; проявить стремление к постижению Диалектики как Абсолюта; получить полный объем знаний, необходимых для поступления в действующие на международном уровне высшие учебные заведения; владеть несколькими языками; играть на многих музыкальных инструментах; уметь быть душой и лидером коллектива; обладать совершенными здоровьем и физическим развитием; твердо знать и следовать принципам здорового образа жизни; владеть несколькими массовыми профессиями и определиться с отраслевой ориентацией.
Весь путь совершенствования индивида на седьмой ступени проходит под ненавязчивым руководством воспитателя-педагога как старшего и опытного товарища (брата, сестры), успешно прошедшего путь совершенствования и ставшего Личностью, а поэтому авторитетного.
Общеобразовательное обучение гимназистов ведут специалисты — педагоги-предметники, а профессиональную подготовку и руководство производительным трудом осуществляют мастера-наставники. Наряду с известными учебными предметами, курсами правоведения, философии, социологии, этики, эстетики, психологии (в том числе психологии всех форм общения), искусства, информатики и т. п., обеспечивающими необходимый базовый научный и культурный уровень выпускников гимназий, на этой ступени изучается система здорового образа жизни, осуществляется овладение методами управления психической энергией, а также способами релаксации и медитации.
Выпускники гимназий отличаются от сверстников, прошедших обычную систему воспитания, повышенной готовностью к самостоятельной практической жизни и стремлением к самосовершенствованию.
После обряда посвящения 16-летние юноши и девушки переходят на восьмую ступень двухгодичного совершенствования, которое в основном протекает в условиях реального училища. Цели, необходимые результаты и содержание воспитательно-образовательного процесса и приобретаемого социального опыта этого периода совершенствования соответствуют развитию общественного сознания периода монизма.
Целью этой ступени совершенствования и необходимыми результатами являются достижение индивидом научно-метафизического уровня развития сознания, приближение к постижению Диалектики, овладение навыками диалектического мышления, а также приобретение звания мастера по выбранной профессии.
Особенность данной ступени заключается в том, что совершенствование индивида в основном ведется самостоятельно, но с помощью и под контролем мастера-наставника в области профессионального обучения и духовника в области научно-теоретической подготовки и нравственного совершенствования. Учебные планы и программы носят рекомендательный характер, в них отсутствует изучение иностранных языков, а специальные теоретические предметы и род практических занятий по научно-теоретической подготовке, как и по профессиональному обучению, реалисты выбирают самостоятельно, руководствуясь тем, что после окончания реального училища продолжится обучение в университете. Причем по объему научно-теоретической подготовки и профессионального образования реальные училища соответствуют двум курсам высшего учебного заведения.
Завершение процесса совершенствования для реалистов заканчивается введением в звание мастера с присвоением соответствующих знаков отличия и атрибутов внешнего облика.
На девятой ступени совершенствования индивида, соответствующего переходному этапу от индустриального общества к диалектическому обществу, а общественного сознания — к самосознанию, достигается цель совершенствования — постижение индивидом Абсолюта Диалектики, а также приобретается умение диалектически мыслить и новое человеческое качество — самосознание, индивид становится свободной, разумной, добродетельной Личностью.
Совершенствование индивида на девятой ступени проходит в течение трех лет — до возраста 21 года — в условиях университета. Особенность указанной ступени состоит в том, что самостоятельное постижение индивидом Абсолюта Диалектики осуществляется под руководством Учителя, имеющего высшее специальное и духовное звание.
На соответствующем своему призванию факультете университета юноши и девушки получают необходимую научно-теоретическую и практическую подготовку путем самосовершенствования в направлении рекомендованных планов и программ. Практическая подготовка осуществляется в единстве с научно-теоретическим образованием в форме производительного труда на производствах, в лабораториях, учреждениях и т. п., поскольку в течение всего трехгодичного периода занятий студенты университета получают заработную плату не ниже зарплаты мастера.
По окончании университета студенты проходят обряд посвящения с присвоением отличительных знаков и внешних атрибутов Личности, а также с присвоением звания мастера-наставника по избранной специальности.
Далее индивид-Личность, полностью ответственный за свои поступки, вступает на путь совершенствования Личности, путь самосовершенствования индивида, который есть не что иное, как путь добродетели, здорового образа жизни, естественной наградой которого является неизменно радостное состояние спокойного и уверенного в себе духа, т. е. счастье.
В связи с этим общество ответственно за то, чтобы своевременно вывести индивида на путь совершенствования Личности, поскольку каждый индивид в силу диалектики имеет естественное право на счастье. Выход на путь совершенствования Личности возможен только для тех, кто в соответствии с законами диалектики получит необходимый генетический потенциал способностей на нулевой ступени и своевременно пройдет все девять ступеней своего совершенствования.
Этот путь индивид проходит под влиянием общества, которое полностью ответственно за то, чтобы индивид своевременно стал Личностью - Диалектиком, поскольку задержки и отставание сбивают индивида с пути совершенствования, не позволяют реализовать себя, исполнить свое предназначение, лишают возможности обрести единство с Космосом, а значит, делают его больным и несчастным существом обыденного сознания и обыденной жизни.
В связи с этим общество, откладывающее внедрение диалектической системы воспитания и образования Личности, преступно. Преступны бездеятельность и проволочки чиновников и граждан, читающих эти строки, знающих о концепции Международного Центра воспитания и образования «Диалектик» и ничего не делающих для их практического воплощения, поскольку ежеминутно рождаются дети, которые в результате этой преступной бездеятельности и проволочек лишаются возможности вступить на путь совершенствования.
Необходимо помнить, что каждая минута задержки — несчастье миллионов людей — ваше преступление и наказание.
Требуется немного, поскольку плохое воспитание — первая причина всех несчастий. Сосредоточьте свою благотворительность на этом, дайте, сколько можете, не взыскивайте плату за возможную услугу, не взимайте налоги с энтузиастов, ускорьте решение процессуальных вопросов, помогите в развитии концепции, дайте совет, проявите доброту души и искренне пожелайте успеха делу создания общественных центров воспитания и образования Личности-Диалектика.
К практической реализации данной идеи
направлена деятельность образовательного учреждения Международный Центр
воспитания и образования «Диалектик». Основы учебных планов ОУ МЦВО «Диалектик»
представлены в таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3, таблице № 4,
которые здесь не приводятся.
(Печатается по материалам Концепции Н. М. Луценко
«Диалектическая система воспитания и образования, Международный центр
воспитания и образования «Диалектик» (г.
Диалектик»), Издательство «Вести»,
Санкт - Петербург,