Н. М. Луценко
Мир и национальный вопрос февраль 1992 г.
В наше время даже для непосвященного стало очевидным, что многовековая история практики решения национального вопроса, как в капиталистических, так и странах социализма привела к кризису. И это говорит о ее порочности. В связи с чем стремление наших политиков перенести опыт США решения национального вопроса на Россию вызывает беспокойство. Правильное же решение национального вопроса в диалектическом смысле для будущего страны является важнейшим, поскольку все взаимосвязано.
При искреннем и заинтересованном решении национального вопроса, следует исходить из трех принципов. Первый – сохранение наций и народностей как носителей особого языка и культуры в едином процессе развития мировой цивилизации. Второе – соблюдение диалектического единства между культурой и цивилизацией. И, наконец, третий – обеспечение диалектического сочетания общечеловеческих моральных ценностей с традициями и обычаями отдельных наций и народностей.
Таким образом, по – сути, решение национального вопроса сводится к сохранению и развитию национального языка и культуры в целях обеспечения богатства мировой культуры, которое определяется их единством и многообразием. В этом, наряду с сохранением человека как биологического вида, также должно быть заинтересовано человечество, ибо без культуры нет человека.
В связи с этим решение национального вопроса должно решаться на трех уровнях: мировой цивилизации, отдельных государств или их сообществ, самих наций и народностей. Из этого следует, что необходима международная национальная политика, органически включающая в себя национальную политику отдельных стран, а поэтому одобренная и поддержанная солидарными действиями отдельных национальностей и народностей.
Эта политика, наряду с известными средствами, должна включать основополагающую триаду средств решения национального вопроса. Первое – обеспечение оптимального единства территории и народонаселения. С этой целью необходимо определить оптимальную численность населения земного шара, каждой страны, нации и народности. Программа обеспечения единства территории и народонаселения должна, в частности предусматривать сознательное управление процессами рождаемости, миграции, изменения территорий, занимаемых отдельными нациями и народностями.
Второе средство – это экономическое (материальное) и правовое обеспечение свободного развития наций и народностей. Следует создать международные и региональные фонды поддержки развивающихся наций и народностей, определенное количество международных вооруженных формирований для предотвращения возможных агрессий, что, в свою очередь, позволит ликвидировать национальные армии и флоты.
Лучшим правовым средством обеспечения свободного развития наций и народностей является обретение государственности в рамках суверенного государства, а там, где это невозможно по причине малочисленности – обеспечение развития в рамках свободного самоуправляемого национально – территориального района, в котором будет сохраняться и развиваться национальная культура, что является одной из основных задач этой общности. Полагаю, что я перспективе численность населения таких районов должна быть не менее 50 тысяч человек, площадь же территории следует определять, исходя из исторических традиций и обычаев этой общности. Только при таком подходе возможно будущее у малых народностей, а также право человека на свободное приобщение к культуре своего народа, представителем которого он себя ощущает, право свободно определять свою национальную принадлежность, выбирать язык общения и обучения.
Должен подчеркнуть, что такая поддержка должна быть обеспечена только для тех наций и народностей, которые не имеют своей государственности. В других же случаях культурное общение лиц одной национальности и народности есть дело частное, гарантированное государственной защитой прав и свобод человека и не более того. Не должно быть государственного протекционизма амбициям, проживающим на его территории представителям народов, имеющих свою государственность. В связи с этим, к примеру, организация немецких поселений в Ленинградской области, чем бы она не мотивировалась – дело вредное и, главное, усугубляющее национальную проблему. Разумная же политика заключается в том, чтобы Россия незамедлительно присоединилась к международной конвенции о беженцах и при подписании соглашения с республиками предусмотрела систему мер, полностью компенсирующих расходы беженцам и делающих экономически невыгодным их выезд. В эти республиканские фонды беженцев смогут перечислять средства и зарубежные страны, в том числе ФРГ, но не на создание немецких поселений, а для беженцев всех национальностей.
В то же время в целях возрождения национальной культуры коренных народов – вепсов, ижоры, ингерманландцев и т. п. – необходимо начать работу, направленную на образование их самоуправляемых национально – территориальных районов в Ленинградской области.
Правовым средством свободного развития наций и народностей также является сохранение графы о национальной принадлежности в удостоверении личности.
Третье основополагающее средство диалектически разумного решения национального вопроса - это создание условий свободного и безвозмездного пользования достижениями мировой культуры (науки и техники) для представителей всех национальностей и народностей. Создание этих условий предполагает снятие монополии на новые знания в форме изобретений, открытий и т.п. их авторов, коллективов и государств. В результате чего знания станут достоянием всего человечества, отпадет необходимость в сохранении секретности и шпионаже. Эти условия станут благодатной материальной и духовной основой решения национального вопроса, так как нет ничего плодотворнее в этом деле, чем бескорыстная материальная поддержка и открытость государств.
Знания являются достоянием всего человечества. Только новые знания в определенном смысле принадлежат их авторам. Поэтому нужна система, обеспечивающая материальную заинтересованность авторов. С этой целью на основе национальных систем необходимо создать международную систему регистрации новых знаний и выплаты соответствующих вознаграждений. Другие средства защиты авторских прав, действующих в настоящее время, должны быть исключены.
Таковы основы решения национального вопроса, который действительно можно снять только с указанных диалектических позиций.