Эстетика диалектическая
|
|
Диалектическая эстетика
Диалектику соотношения эстетического и этического раскрывает в учении диалектического монизма диалектическая эстетика. Особенность диалектической эстетики в том, что она на основе принципа диалектического монизма: «Все есть диалектика» определяет эстетическое и другие категории эстетики как диалектику. Диалектическая эстетика выделяет эстетическое чувство в чувственной стороне души индивида и определяет его как бескорыстное чувство, доставляющее наслаждение от любования чистой Диалектикой, которая выступает в эстетическом как единство формы и содержания, как единство количества и качества, то есть проявляет себя как Мера. Мера выше отдельной формы или отдельного содержания, поскольку является формой Диалектики в ее чистом виде, которая в то же время есть Абсолютная истина. Таким образом, можно сказать, что эстетическое чувство порождается Мерой как формой проявления Диалектики - Абсолюта, то есть Мерой как выражением чистых форм диалектики в материальном и идеальном мирах. В связи с этим Красота есть диалектика в сфере Природы, и как красота природы она есть Мера как форма чистой Диалектики, но находящая свое проявление в мире объективно и реально существующих вещей, явлений и процессов природы. Диалектическая эстетика, разделяя категории «Красота» и «Прекрасное», определяет Прекрасное как диалектику в сфере искусства, произведения которого выражают Меру чистой диалектики в единстве материальной и идеальной форм заложенного в нем представления. Впервые в истории эстетической мысли диалектическая эстетика разделила Прекрасное на четыре уровня и определила каждый из них. Основанием разделения является соотношение материальной и идеальной форм представлений, заложенных в произведении искусства. Примером нижнего уровня является натурализм, когда представления материальной и идеальной форм одинаковы, в связи с чем идеальная форма как бы отсутствует, становясь одной из сторон материальной формы. В подобном произведении искусства путем искусного копирования совершенной натуры раскрывается красота природы, то есть Меры. Вторым уровнем прекрасного является различие представлений идеальной и материальной форм произведения искусства. На этом уровне прекрасного развивались, в основном, почти все произведения искусства кроме символизма и известных направлений модернизма. Характерным признаком подобного произведения искусства является то, что через представление физических материальных вещей и явлений передаются моральные представления. К примеру, представление «Горя» передается через изображение плачущей женщины. Третий уровень – символизм, когда материальная и идеальная формы тождественны таким образом, что материальная форма становится выражением идеального представления. К примеру, изображение голубя тождественно представлению «Мира». Высшим уровнем прекрасного является полное господство представления идеальной формы, материальная же форма своего представления не имеет, так как произведение искусства своей целью имеет выражение идеальной формы, ее представления. Примерами произведений искусства данного уровня прекрасного могут служить определенные произведения поэзии и литературы, а в области живописи - абстракционизм. Возвышенное есть диалектическое единство высшего уровня прекрасного и трагического как выражение кульминации борьбы противоположностей. В Возвышенном раскрывается Диалектика как Абсолют. Диалектическая эстетика указывает на наличие у человека эстетических потребностей, которые находятся в диалектическом единстве со всеми другими потребностями человека, в том числе и с этическими, что определяет диалектическое отношение между искусством и нравственностью. Из диалектического определения нравственности, данного выше, следует, что этические потребности лежат не рядом с низшими и высшими, в том числе эстетическими потребностями индивида, а, с одной стороны охватывают все другие потребности, так как все потребности охватываются потребностью сохранения вида и индивида, с другой стороны, этические потребности лежат внутри всех потребностей, составляя их суть, так как направлены на сохранение вида и индивида. Таким образом, Диалектика - Абсолютная истина опровергает попытки некоторых идеалистов и материалистов поставить эстетическое чувство выше этического и указывает, что эстетическое чувство ничего не может прибавить к нравственности индивида, если обращено к его субъективности, то есть если носит избирательный характер. Из этого следует, что ни Природа, обладающая Красотой, ни искусство на уровне Прекрасного не могут улучшить нравственность. Выйти из области субъективного и способствовать тем самым переходу от действительного к должному, а значит, улучшению нравственности может только диалектическое искусство, в созерцании произведений которого достигается диалектическое единство субъективного и всеобщего, чувственного и разумного, нравственности и морали. Такое диалектическое искусство, где в диалектическом единстве сливаются эстетическое и этическое, является Добродетельным и одновременно диалектически Возвышенным, так как оно в диалектике сознания показывает Диалектику как Абсолют - Абсолютную истину. Таким образом, только Возвышенное способно непосредственно улучшить нравственность. В этом огромное воспитательное значение искусства Возвышенного, на уровень которого предстоит подняться искусству. Назначение Прекрасного - в раскрытии идеала человека и общества, которыми являются Диалектик и Диалектическое общество. Диалектическая эстетика также указывает и на полезность искусства, поскольку произведения искусства всегда несут в себе знания и тем самым удовлетворяют познавательные потребности человека. Способность искусства передавать знания индивидууму на основе наслаждения, удовольствия имеет первостепенное значение в деле образования и воспитания, поскольку произведения искусства, рассчитанные на определенный возраст, смогут передавать детям не только знания, но и прививать любовь к познанию и тем самым возвышать их потребности в процессе становления и воспитания Личности. Вопросами становления и воспитания личности занимается диалектическая педагогика как одно из направлений развития общечеловеческих знаний в учении диалектического монизма. Диалектическая педагогика, являясь одной из теоретических основ диалектической системы воспитания и образования, также определяет принципы и методы деятельности этой системы.
|
Дата изменения: 04.02.2008
|