Психология диалектическая
|
|
Диалектическая психология Диалектика сознания является предметом изучения диалектической психологии в учении диалектического монизма. Диалектическая психология, прежде всего устанавливает диалектическое единство между соматотипом, нейротипом и психотипом с позиции динамики протекания физических, физиологических и психических процессов. Качественной характеристикой этого единства в известном смысле является темперамент, тип которого определяется наследственностью. Диалектика сознания как психика (душа) индивида представляет собой диалектическое единство психических свойств, психических состояний и психических процессов, а также находящиеся с ними в диалектическом единстве формы сознания: религиозной, моральной, национальной политической и т.п. Диалектическая психология указывает, что в диалектике сознания находят свое единство сознательное и бессознательное, а способность преодоления трансцензуса между сознательным и бессознательным может быть приобретена только на основе диалектики, в результате чего личность получает способ открывать сознание и достигать полной диалектики сознания в единстве с Диалектикой как Абсолютом, в образе так называемого информационного поля. Овладение способом открытия сознания является одной из важнейших психологических способностей индивида. Диалектике сознания присуще также такое свойство, как психическая энергия, и умение пользоваться этой энергией может стать важнейшей психической способностью личности. Таким образом, в диалектике сознания можно отметить психические свойства: темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов, а также склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки, которые, с одной стороны, определяются наследственностью, с другой стороны, - условиями воспитания, образования, жизни индивида. Диалектическая психология, утверждая, что основу характера индивида составляет диалектика, субъективная диалектика, индивидуальная диалектика, приходит к следующему выводу. Все имеющееся в реальности многообразие характеров есть проявление форм диалектики, а поэтому полезны, если сохраняют свой пафос, свою субъективную диалектику как противоположность объективной диалектике, а поэтому все черты характера могут и должны с необходимостью использоваться в диалектическом развитии мира. Вся задача сводится к тому, чтобы в процессе воспитания, образования, жизни человека субъективная диалектика его характера проявлялась как диалектическая противоположность объективной диалектики, т. е. ни одна черта характера не пыталась бы освободиться от целостности субъективной диалектики всего характера и человек не считал бы, что он сам и его характер могут освободиться от объективной диалектики. Эта задача в полной мере достижима только в том случае, если субъект сам познает диалектику и она станет чертой его характера. Из этого следует, что стержнем характера личности в высшем смысле слова является диалектика, и только такой человек может быть назван Диалектиком, что будет расцениваться высшей характеристикой Личности. Диалектическая психология, устанавливая диалектическое единство способностей сознания и общественной среды, стирает кажущуюся непреодолимой преграду между способными, одаренными, талантливыми и гениальными личностями. Соответственно диалектическая психология требует от обыденной личности самосовершенствования, утверждая, что в диалектической системе воспитания и образования каждый индивид может стать талантливым, то есть обрести способность к творчеству. В то же время диалектическая психология требует учета возрастных особенностей индивида в процессе совершенствования сознания, поскольку различные задатки способностей проявляют свои максимальные возможности развития в соответствующем возрасте индивида, а затем, в случае неполучения своевременного развития, ослабевают. В своем развитии сознание индивида, повторяя в процессе онтогенеза историю развития общественного сознания, проходит несколько ступеней. Первая ступень - это наивно-целостное сознание, вторая ступень - это зачатки обыденного сознания, для которого характерен стихийно-материалистический взгляд на мир (все формы сознания также находятся в зачаточном состоянии), третья ступень - это обыденное сознание, для которого характерно развитие всех форм сознания: моральной, религиозной, политической, правовой, профессиональной, культурной, национальной и т. п., обеспечивающих успешную деятельность индивида в обыденной, повседневной жизни. Отдельные носители обыденного сознания обладают научной формой сознания, отличающейся от научной формы самосознания тем, что его обладатели, занимающиеся научной деятельностью, не постигают сути диалектики, ее Абсолюта и единства ее сторон - субъективной и объективной диалектики. Высшей ступенью развития сознания является самосознание в единстве всех его форм. Для научной формы самосознания характерно постижение сути диалектики, ее Абсолюта и умение ее применять в научной и практической деятельности. Для моральной формы самосознания характерно подчинение единичного - всеобщему, личного интереса - общественному интересу, чувства - разуму. Для самосознания характерно подавление религиозных и политических чувств в пользу разума и гуманизма. Особенностью самосознания является единство всех его форм, поэтому индивидуум не может стать обладателем какой-либо из форм самосознания без того, чтобы другие формы не приблизились до уровня самосознания, то есть не освободились от ограниченных форм обыденного сознания, так как формы самосознания находятся в диалектическом единстве. Однако высшей формой всех форм самосознания является научная форма самосознания, достижение которой, в конце концов, поднимает все формы обыденного сознания до уровня самосознания, так как понимание сути диалектики предполагает, что индивидуум, прежде всего сам должен уметь жить по законам диалектики. Таким образом, диалектическая психология наделяет самосознанием не просто индивида, осознавшего свое «Я» в обществе, а личность в высшем смысле слова, Диалектика, обретшего в процессе совершенствования научную форму самосознания (Разум) и моральную форму самосознания и тем самым открывшего полную диалектику Сознания. Задача воспитания нравственности требует определения влияния эстетического на этические потребности индивида в диалектическом единстве с моральной формой сознания. |
Дата изменения: 04.02.2008
|