Педагогика диалектическая
|
|
Диалектическая педагогика Основы диалектической педагогики представлены в программе Экспериментального внедрения диалектической системы воспитания и образования» МОБФ «Диалектик». Программа «Экспериментального внедрения диалектической системы воспитания и образования» МОБФ«Диалектик» 2002г. 1. Общие положенияОсновные принципы, цели и задачи, структура, финансирование, организация учебного процесса действующей государственной системы образования закреплены в Законе РФ "Об образовании". Принципы, цель и задачи диалектической системы воспитания и образования раскрыты в работе "Диалектическая педагогика», опубликованной в журнале «Диалектик», №1, 2001 г. Основополагающие различия этих двух систем следующие: Философской основой государственной системы образования является эклектизм плюрализма, персонализма, прагматизма, а диалектической системы - диалектический монизм. Эклектичность философской основы порождает разброс понятий и определений официальной педагогической теории в отличие от диалектической стройности понятий и определений диалектической педагогики. В Законе РФ "Об образовании" понятие "образование" шире понятия "воспитание" при этом процесс воспитания рассматривается как составная часть, причем не важнейшая, процесса образования. Диалектическая педагогика определяет "воспитание" шире чем "образование" и при этом образовательный процесс рассматривает, как составную часть воспитательного (основополагающего) процесса. Целью государственной системы образования является формирование личности, адекватной существующим общественным отношениям; т.е. по сути - прагматика (человека рассудочного). Целью диалектической системы воспитания и образования является формирование свободной, разумной, добродетельной Личности, т.е. формирование по сути диалектика - человека духовного. Ступени и содержание образовательного процесса, а также структура действующей системы образования определяется государственными стандартами. Воспитательно-образовательный процесс диалектической системы воспитания и образования по содержанию превышает государственные стандарты. В то же время воспитательный процесс начинается еще до зачатия ребенка, продолжается в период беременности и родов. Затем ребенок как воспитанник единой системы воспитательно-образовательных учреждений "Международного центра воспитания и образования "Диалектик", в единой, защищенной социальной среде получает все необходимое для своего формирования как Личности-диалектика по принципу «бытие определяет сознание», что достигается сознательным применением устроителями этой среды диалектически противоположного принципа «сознание определяет бытие». Финансирование государственной системы образования ограничено. Диалектическая система предполагает привлечение сил и средств родителей, общества сверх нормативного государственного финансирования с целью обеспечения воспитанников Центра всем необходимым для формирования свободной, разумной, добродетельной, духовной Личности-диалектика. Указанные различия становятся основой следующих особенностей диалектической системы воспитания и образования по сравнению с действующей государственной системой: 1. Начало учебных занятий в диалектической системе воспитания и образования три раза в календарном году. Срок получения общего (полного) образования по сравнению с государственной системой образования сокращен до 10 лет. 2. В диалектической системе воспитания и образования сокращено число воспитанников в классе, группе, а также предусмотрено ведение воспитательно-образовательного процесса с разбивкой классов, групп на подгруппы, вплоть, по необходимости, до индивидуального обучения. 3. С начальной школы предполагается раздельное обучение мальчиков и девочек. 4. Увеличение штатов сотрудников воспитательно-образовательных подразделений Центра по сравнению с аналогичными учреждениями государственной системы образования. 5. Воспитательно-образовательный процесс предполагается осуществлять в режиме продленного дня, а по возможности круглосуточно при пятидневной рабочей неделе. 6. Учебные планы, основанные на государственных стандартах, в диалектической системе изменены путем замены досугово - развивающих предметов (музыка, пение, физкультура и т.п.) на образовательные предметы (иностранный язык и т.п.). Причем предусматривается, что изучение досугово - развивающих предметов будет производиться в качестве мероприятий продленного дня. 7. В диалектической системе воспитания и образования отсутствуют домашние задания, что предполагает выделение времени и создание условий для самостоятельной, по своему усмотрению, подготовки воспитанников и режиме продленного дня с целью развития навыков к самостоятельной образовательной деятельности. 8. В диалектическом процессе воспитания предусматривается применение только годовых итоговых оценок и отсутствие системы текущих оценок, которая заменена ведением дневника, наблюдений на каждого воспитанника. 9. Наряду с получением общего (полного) образования каждый воспитанник Центра получает квалификационную профессиональную подготовку по нескольким массовым специальностям. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Весь путь совершенствования индивида имеет 12 ступеней, из них девять первых ступеней составляют систему воспитания и образования Личности. Причем кроме этих 12 ступеней имеется НУЛЕВАЯ ступень, определяющая систему мероприятий до зачатия индивида, перечень которых приводится в конце главы. Как указывалось выше, в основе деления пути совершенствования индивида на 12 качественно различных ступеней лежит диалектическая закономерность физического, физиологического и психического развития индивида в едином процессе становления, а также определяемое этим единством возможное развитие сознания индивида. В связи с этим воспитательно-образовательный процесс на каждой ступени совершенствования отличается особенностью содержания, поставленной целью, необходимыми результатами, а также соответствующими по форме и содержанию диалектике применяемых принципов, способов и методов воспитания и образования. Основополагающей для всего процесса успешного совершенствования индивида является нулевая ступень. Эта ступень своей целью имеет зачатие физически, физиологически и психически здорового ребенка. Однако этого мало. Не менее важно, чтобы ребенок был зачат в благоприятное астрологическое время, способное мобилизовать высший потенциал наследственной обусловленности способностей индивида. Содержание всех необходимых мероприятий определяется поставленной целью — и в случае правильного определения и практического осуществления будет достигаться диалектическое единство необходимого и достигнутого результатов нулевой ступени совершенствования. Содержание этих мероприятий должно будет все более расширяться по сравнению с обычным планированием семьи в зависимости от степени ослабленности физического, физиологического и психического здоровья будущих родителей, а также генетических патологий. В связи с этим спектр мероприятий по коррекции физического, физиологического и психического здоровья будущих родителей весьма широк и, разумеется, учитывает индивидуальность каждого из них. Учет индивидуальности будущих родителей также важен при определении наиболее благоприятного времени зачатия ребенка, и не только с целью коррекции генетической обусловленности, но и для определения высшего генетического потенциала даже здоровых во всех отношениях будущих родителей. С момента зачатия ребенка начинается первая ступень совершенствования индивида, целью которой является рождение физически, физиологически и психически здорового ребенка, причем с высоким потенциалом генетической обусловленности способностей и эмоционально - выраженным эстетическим чувством, душевным спокойствием и комфортом. Данная цель и необходимые результаты определяют содержание мероприятий для практического достижения поставленных целей. На этой ступени, прежде всего с помощью специальных методов диагностики должны быть определены физическое, физиологическое и психическое состояние эмбриона, его генетическая перспектива. В случае отрицательных результатов, исключающих возможность совершенствования индивида после рождения, при соблюдении всевозможных условий и психологических условностей до 12-не-дельного срока допустим аборт. В более поздние сроки — до 21 недели — аборт допустим только при условии, что новорожденный не сможет существовать в обыденной жизни. Поскольку с 21 недели у индивида пробуждается чувственность, аборты в более поздние сроки недопустимы. Кроме того, при правильно поставленной системе диагностики все допустимые патологии, исправление которых в дальнейшем невозможно, должны быть выявлены гораздо раньше, что должно исключить необходимость поздних абортов. В диалектической системе воспитания и образования полностью отрицается проведение абортов по социальным мотивам, поскольку заботу о детях полностью берет на себя община. Участие родителей в содержании, воспитании и образовании детей осуществляется только на добровольной основе. Кроме того, на этой ступени должен быть организован весь комплекс оздоровительных и психологических мероприятий для беременных женщин, обеспечивающих наиболее благоприятное протекание беременности. Начиная с 21-недельного срока, с целью проведения эстетического воспитания Личности беременным женщинам должна быть предоставлена соответствующего характера деятельность, определенное питание и режим дня, позволяющие им самим готовить приданое, заниматься искусством, в том числе рукоделием, вышиванием, рисованием, пением, музыкой, посещать выставки, концерты, общаться с природой и любящими их людьми. Все эти мероприятия, наряду с практическими занятиями и общением беременных женщин в центрах, должны способствовать поддержанию радостного состояния души беременной женщины, развивать эмоционально-чувственное восприятие будущего ребенка. С рождения и до одного года младенец проходит вторую ступень совершенствования. Цель данной ступени совершенствования — на основе физического, физиологического и психического развития обеспечить своевременное становление зачатков целостного сознания, проявляемого в форме понимания окружающих предметов, умения выражать простейшие желания и действия на одном языке, умения ходить и выполнять простейшие бытовые действия, самостоятельно плавать, вписываться в режим и быт, обеспечивающий комфортность ребенку на основе чувства самосохранения. Указанная цель и необходимые результаты второй ступени совершенствования индивида определяют всю сложность мероприятий, позволяющих достигнуть необходимого на практике, обязательно учитывая индивидуальные особенности конкретного ребенка. На данной ступени важнейшая роль в правильности и своевременности применения необходимых мероприятий принадлежит матери, с которой ребенок, начиная с первых секунд рождения и до одного года, должен быть по возможности практически неразлучен. С тем чтобы избежать травмирующих психику ребенка стрессов в момент его рождения, необходимо, наряду со всевозможными мероприятиями, обеспечивающими роды, предусмотреть рождение детей в воде. Рожденный в воде младенец с первых секунд должен быть приобщен к теплу рук, живота, груди матери и только после этого отделен пуповиной. Здесь нет возможности перечислить всю систему последующих мероприятий в части кормления, одевания, режима дня, физического воспитания и т. п. для достижения поставленной цели, но следует учесть следующие моменты. С учетом важнейшей роли матери в применении мероприятий совершенствования младенца на второй ступени ее деятельность является высокооплачиваемой работой, осуществляемой под руководством специалистов Центра «Оздоровление». Основой этих оздоровительных мероприятий является раннее плавание младенцев, начиная с двухнедельного возраста как в домашней ванне, так и в бассейнах Центра. Наряду с оздоровительными мероприятиями, родители под контролем специалистов Центра «Оздоровление» проводят с младенцами, индивидуально и в развивающих группах, воспитывающие занятия, способствующие развитию зачатков целостного сознания в указанных выше формах. С одного года до трех лет, в период раннего детства, индивид проходит третью ступень совершенствования. За этот период индивид в своем развитии обретает целостное сознание, представление о возможных способностях и возможном содержании которого дает целостное общественное сознание периода первобытного общества. В связи с этим, наряду с физическим развитием, навыками и умениями ориентироваться в обыденной жизни, целью данной ступени совершенствования индивида и ее необходимым результатом является умение ребенка разговаривать на двух и более языках, знать все буквы, верить в духовность образно-предметного мира и высшее предметно-образное Начало, уметь без рассуждений соизмерять свое поведение с установленным порядком и обычаями жизни, что проявляется в форме привычек и подражания. Особенность данной ступени в том, что до 1,5 лет мамы (отцы), способствуя спокойному привыканию детей к быту семейных яслей, работают в них в качестве помощников воспитателей и т. п. Воспитатели семейных яслей, желательно муж и жена, выполняют ведущую роль на данной ступени совершенствования, обеспечивая выполнение всех необходимых мероприятий в достижении поставленной цели. Обучение нескольким разговорным языкам происходит в процессе свободного общения детей и воспитателей, обязательно владеющих несколькими разговорными языками. Кроме того, этому способствуют игры и занятия детей с детьми старшей ступени (6—9 лет). Развитию целостного сознания на данной ступени в первую очередь способствуют рассказывание и чтение сказок, кукольные представления и т. п., основанные на магической вере, ожидании детьми волшебства. На этой же основе закладываются зачатки будущей нравственности, поскольку еще не способные рассуждать дети слепо подражают взрослым, что позволяет, с использованием инстинкта самосохранения, выработать необходимые привычки и соответствующее обычной жизни поведение. С трёхлетнего возраста ребенок переходит на четвертую ступень очарованного детства, целью которой является раскрытие и максимально возможное развитие физических, физиологических и психических способностей, а также зарождающихся форм обыденного сознания индивида, в частности, осознание своего «Я» в окружении детей и взрослых, перерастание магической веры в языческую (мифическую), обеспечение единства моральной формы сознания и нравственности, накопление первичных сведений по основам знаний, совершенное владение несколькими разговорными языками, умение читать и писать простейшие слова и словосочетания на нескольких языках, овладение счетом и действиями арифметики (сложение и вычитание). Наряду с этим, успешно прошедший данную ступень совершенствования ребенок должен уметь совершать с определенной целью простейшие ходы в настольных играх, владеть простейшими трудовыми навыками, обеспечивающими производство полезных услуг и вещей, иметь навыки управления вниманием и памятью, уметь играть на простейшем музыкальном инструменте, танцевать, петь, любить красоту природы и прекрасное в искусстве, проявлять любознательность и стремление к разнообразной целенаправленной деятельности. Совершенствование индивида на этой ступени происходит в условиях семейного детского сада при ведущей роли воспитателей (муж—жена), с участием родителей и детей старшей ступени (9—12 лет). Основой развития разговорного языка является свободное общение и чтение. Причем основным источником понятийного знания являются мифы и легенды различных народов, а также былинные сказания и сказки, раскрывающие историю становления земли, природы, человечества. Особенностью данной ступени совершенствования является усиленное внимание к нравственному воспитанию с тем, чтобы не допустить обособления моральной формы сознания от нравственности начинающего рассуждать ребенка. Этому должны способствовать языческая вера, неудержимое стремление очарованного многогранностью жизни ребенка к единству эстетического и этического, не отделимого от чувства самосохранения. В шесть лет наступает период авторитарного детства, которое протекает на пятой ступени совершенствования индивида, в условиях начальной школы-пансиона. Ведущая роль на этой ступени принадлежит воспитателю-педагогу, который для воспитанников должен представляться абсолютным авторитетом, воплощением Высшего добра и Высшей справедливости на Земле. В связи с этим указанный воспитатель-педагог должен быть Личностью-Диалектиком и при этом иметь специальное педагогическое и психологическое образование и приверженность к воспитанию детей авторитарного возраста. В этот период авторитетному воспитателю-педагогу необходимо путем использования религиозно-обыденного сознании детей закрепить диалектическое единство моральной формы сознания и нравственности на основе устремления к Высшей истине и Высшей справедливости, то есть привить любовь к познанию и любовь к ближнему. В силу предрасположенности сознания детей авторитарного возраста к восприятию христианства и другой веры в Бога, подчиняющей индивида и тем самым исключающей возможность воспитания и образования Личности, диалектическая система воспитания и образования отрицает воспитание детей в вере в Бога, но предполагает изучение религий и их источников как истории развития сознания человечества на пути к Высшей истине, Высшему творческому началу, которым является Диалектика. На этой ступени совершенствования воспитанники углубляют свои разносторонние знания до уровня и объема общественных знаний периода раннего феодализма. Систематическое предметное обучение смогут вести на различных языках педагоги-специалисты. Наряду с предметными знаниями по истории, географии, зоологии, биологии и основами знаний о правах человека и гражданина, на этой ступени предполагается изучение основ так называемых семи свободных наук: грамматики, риторики, диалектики (тривиум), арифметики, геометрии, астрономии, музыки (квадривиум) и других, закладывающих базу будущей культуры индивида. Шестая ступень совершенствования индивида подросткового возраста 9—12 лет протекает в условиях лицея-пансиона и имеет свою особенность в том, что целью этой ступени совершенствования является обретение индивидом критического мышления как необходимого средства при переходе от обыденного метафизического сознания, присущего последующей, седьмой ступени совершенствования, к научно-метафизическому сознанию восьмой ступени совершенствования. Однако освобождение от власти авторитета и обретение критического мышления на данной, шестой ступени совершенствования не должно приводить к разрушению единства моральной формы сознания и нравственности, а должно укрепить самостоятельное устремление подростка к Высшей истине и Высшей справедливости, т. е. сохранить Авторитет Диалектики. В связи с этой особенностью, несмотря на то, что ведущая роль воспитателя - педагога сохраняется также и на этой ступени, меняется направление его деятельности, поскольку заботой воспитателя - педагога становится не личный авторитет как мощное средство воспитания на предыдущей ступени, а чуткое выявление душевных бурь и натиска воспитуемых с тем, чтобы укрепить авторитет Диалектики, а также привить любовь к метафизическим размышлениям и творчеству в обыденной жизни. Этому в значительной мере способствует заинтересованный производительный труд, общественная польза которого для подростка должна быть очевидной. В этот период должны быть достигнуты расширение и углубление предметных знаний на уровне и в объеме естественно - научных и гуманитарных знаний периода Возрождения. Наряду с дальнейшим развитием физических, физиологических и психических способностей, в частности, должны получить высшее развитие память, способности скорочтения, быстрого счета и расчетов в уме, а также подростки должны иметь навыки релаксации и медитации, узнать о возможностях управления психической энергией. Переход на седьмую ступень совершенствования периода отрочества 12—16 лет, как и на другие ступени, осуществляется после проведения обряда инициации, формы и содержание которых должны отвечать особенностям каждой ступени совершенствования. Общее для этих инициации то, что они, с одной стороны, носят характер испытаний, с другой — завершаются присвоением определенных знаков и элементов различий, в том числе в форме одежды, которая должна включать элементы соответствующего периода развития человечества. Период отрочества протекает в условиях гимназий - пансионов и отличается тем, что гимназисты в силу особенностей возраста могут и должны на более длительное время отрываться от родительского крова, а значит, в центрах воспитания и образования смогут совершенствоваться индивиды из отдаленных местностей и приезжать домой только на каникулы. Данный период совершенствования индивида соответствует периоду развития раннего индустриального общества и периоду дуализма в развитии общественного сознания, что определяет особенность цели и необходимые результаты, условия и содержание процесса совершенствования. На этой ступени индивид должен: обрести твердые нравственные убеждения и стремление непреклонно следовать путем добродетели в практической жизни; развить способности к познанию и творчеству на основе метафизики; проявить стремление к постижению Диалектики как Абсолюта; получить полный объем знаний, необходимых для поступления в действующие на международном уровне высшие учебные заведения; владеть несколькими языками; играть на многих музыкальных инструментах; уметь быть душой и лидером коллектива; обладать совершенными здоровьем и физическим развитием; твердо знать и следовать принципам здорового образа жизни; владеть несколькими массовыми профессиями и определиться с отраслевой ориентацией. Весь путь совершенствования индивида на седьмой ступени проходит под ненавязчивым руководством воспитателя-педагога как старшего и опытного товарища (брата, сестры), успешно прошедшего путь совершенствования и ставшего Личностью, а поэтому авторитетного. Общеобразовательное обучение гимназистов ведут специалисты — педагоги-предметники, а профессиональную подготовку и руководство производительным трудом осуществляют мастера-наставники. Наряду с известными учебными предметами, курсами правоведения, философии, социологии, этики, эстетики, психологии (в том числе психологии всех форм общения), искусства, информатики и т. п., обеспечивающими необходимый базовый научный и культурный уровень выпускников гимназий, на этой ступени изучается система здорового образа жизни, осуществляется овладение методами управления психической энергией, а также способами релаксации и медитации. Выпускники гимназий отличаются от сверстников, прошедших обычную систему воспитания, повышенной готовностью к самостоятельной практической жизни и стремлением к самосовершенствованию. После обряда посвящения 16-летние юноши и девушки переходят на восьмую ступень двухгодичного совершенствования, которое в основном протекает в условиях реального училища. Цели, необходимые результаты и содержание воспитательно-образовательного процесса и приобретаемого социального опыта этого периода совершенствования соответствуют развитию общественного сознания периода монизма. Целью этой ступени совершенствования и необходимыми результатами являются достижение индивидом научно-метафизического уровня развития сознания, приближение к постижению Диалектики, овладение навыками диалектического мышления, а также приобретение звания мастера по выбранной профессии. Особенность данной ступени заключается в том, что совершенствование индивида в основном ведется самостоятельно, но с помощью и под контролем мастера-наставника в области профессионального обучения и духовника в области научно-теоретической подготовки и нравственного совершенствования. Учебные планы и программы носят рекомендательный характер, в них отсутствует изучение иностранных языков, а специальные теоретические предметы и род практических занятий по научно-теоретической подготовке, как и по профессиональному обучению, реалисты выбирают самостоятельно, руководствуясь тем, что после окончания реального училища продолжится обучение в университете. Причем по объему научно-теоретической подготовки и профессионального образования реальные училища соответствуют двум курсам высшего учебного заведения. Завершение процесса совершенствования для реалистов заканчивается введением в звание мастера с присвоением соответствующих знаков отличия и атрибутов внешнего облика. На девятой ступени совершенствования индивида, соответствующего переходному этапу от индустриального общества к диалектическому обществу, а общественного сознания — к самосознанию, достигается цель совершенствования — постижение индивидом Абсолюта Диалектики, а также приобретается умение диалектически мыслить и новое человеческое качество — самосознание, индивид становится свободной, разумной, добродетельной Личностью. Совершенствование индивида на девятой ступени проходит в течение трех лет — до возраста 21 года — в условиях университета. Особенность указанной ступени состоит в том, что самостоятельное постижение индивидом Абсолюта Диалектики осуществляется под руководством Учителя, имеющего высшее специальное и духовное звание. На соответствующем своему призванию факультете университета юноши и девушки получают необходимую научно-теоретическую и практическую подготовку путем самосовершенствования в направлении рекомендованных планов и программ. Практическая подготовка осуществляется в единстве с научно-теоретическим образованием в форме производительного труда на производствах, в лабораториях, учреждениях и т. п., поскольку в течение всего трехгодичного периода занятий студенты университета получают заработную плату не ниже зарплаты мастера. По окончании университета студенты проходят обряд посвящения с присвоением отличительных знаков и внешних атрибутов Личности, а также с присвоением звания мастера-наставника по избранной специальности. Далее индивид-Личность, полностью ответственный за свои поступки, вступает на путь совершенствования Личности, путь самосовершенствования индивида, который есть не что иное, как путь добродетели, здорового образа жизни, естественной наградой которого является неизменно радостное состояние спокойного и уверенного в себе духа, т. е. счастье. В связи с этим общество ответственно за то, чтобы своевременно вывести индивида на путь совершенствования Личности, поскольку каждый индивид в силу диалектики имеет естественное право на счастье. Выход на путь совершенствования Личности возможен только для тех, кто в соответствии с законами диалектики получит необходимый генетический потенциал способностей на нулевой ступени и своевременно пройдет все девять ступеней своего совершенствования. Этот путь индивид проходит под влиянием общества, которое полностью ответственно за то, чтобы индивид своевременно стал Личностью - Диалектиком, поскольку задержки и отставание сбивают индивида с пути совершенствования, не позволяют реализовать себя, исполнить свое предназначение, лишают возможности обрести единство с Космосом, а значит, делают его больным и несчастным существом обыденного сознания и обыденной жизни. В связи с этим общество, откладывающее внедрение диалектической системы воспитания и образования Личности, преступно. Преступны бездеятельность и проволочки чиновников и граждан, читающих эти строки, знающих о концепции Международного Центра воспитания и образования «Диалектик» и ничего не делающих для их практического воплощения, поскольку ежеминутно рождаются дети, которые в результате этой преступной бездеятельности и проволочек лишаются возможности вступить на путь совершенствования. Необходимо помнить, что каждая минута задержки — несчастье миллионов людей — ваше преступление и наказание. Требуется немного, поскольку плохое воспитание — первая причина всех несчастий. Сосредоточьте свою благотворительность на этом, дайте, сколько можете, не взыскивайте плату за возможную услугу, не взимайте налоги с энтузиастов, ускорьте решение процессуальных вопросов, помогите в развитии концепции, дайте совет, проявите доброту души и искренне пожелайте успеха делу создания общественных центров воспитания и образования Личности-Диалектика. К практической реализации данной идеи направлена деятельность образовательного учреждения Международный Центр воспитания и образования «Диалектик». Основы учебных планов ОУ МЦВО «Диалектик» представлены в таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3, таблице № 4, которые здесь не приводятся. (Печатается по материалам Концепции Н. М. Луценко «Диалектическая система воспитания и образования, Международный центр воспитания и образования«Диалектик» (г. Диалектик»), Издательство «Вести», Санкт -Петербург, 1995 г.)
|
Дата изменения: 04.02.2008
|